Персефона


 Персефона, Ко́ра ("девушка", "дева"), в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых, одна из двенадцати богов и богинь олимпийского пантеона. 


История появления

  Значение имени Персефона невозможно вывести, опираясь на греческий язык. Ученые предполагают, что культ богини царства мертвых распространился по Балканскому полуострову задолго до того, как туда вторглись греки. Греческая Персефона «выросла» из древнего местного божества. Образ богини подземного мира слился у греков с образом местной богини-девственницы Коры, которой поклонялись как богине плодородия. Возможно, первоначально Кора и богиня-мать Деметра воспринимались как один и тот же мифологический образ. Позже Персефона-Кора превратилась в дочь Деметры, но связь этих двух персонажей древнегреческой мифологии и общность культа осталась неразрывной.Персефона олицетворяет растительность — зерна, которые скрываются в земле, а затем в виде всходов пробиваются на поверхность, что происходит циклически год за годом. В греческой литературе образ Персефоны также символизирует бессмертие души. Атрибут Персефоны — цветок нарцисса.


 

                         Рождение Персефоны


К сожалению, греческая мифология очень скупа на объяснение того, как, собственно, родилась эта богиня. Известно лишь то, что она является дочерью самого Зевса и богини Деметры. Персефона была единственным их ребенком. О том, почему и каким образом возникла любовная связь между этими двумя богами, в мифе не упоминается. Известно лишь, что Зевс соблазнил свою старшую сестру, превратившись в змея. Мать Персефоны почиталась греками как покровительница земледельцев. Деметра — богиня плодородия, пахарей и жнецов. Согласно мифологии, она была дочерью Реи и Кроноса. Как и все дети этого грозного бога, она когда-то была им проглочена, а затем извлечена обратно. В римской мифологии ей соответствует Церера, также считающаяся богиней плодородия.


Похищение Аидом



 Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась сподругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве.Разумеется, слабая девушка ничего не смогла сделать и была увезена в царство мрака и смерти, где должна была стать женой подземного бога. Как повествует миф, горю ее не было предела. Похищение Персефоны (которую до этого звали Корой) было одобрено самим Зевсом.
Мать юной богини, Деметра, в большой печали бродила по миру и искала дочь. Поскольку Деметра — богиня плодородия и земледелия, земля «впала в депрессию» вместе с нею. Засеянные поля стояли голыми, ничто не всходило и не росло.Когда Деметра узнала, что во всем виноват Аид, то потребовала у верховного бога Зевса, чтобы тот велел Аиду вернуть Персефону.  Верховного бога тронули слезы Деметры, и он приказал Гермесу спуститься в царство Аида и забрать юную богиню. Однако хитрый бог мертвых, перед тем как отпустить Персефону, предложил ей съесть несколько зернышек граната. Видимо, не настолько уж и расстроена была юная богиня, потому как не отказалась. Так старый бог подземного мира получил гарантию того, что понравившаяся ему Персефона вернется к нему сама. Так оно впоследствии и случилось.


Наконец-то Деметра и Персефона встретились. Подозревая Аида в коварстве, мать поинтересовалась у дочери о том, не ела ли она чего-нибудь в подземном царстве. Пришлось юной богине признаться в том, что прельстилась она гранатовыми зернами. Однако при этом Персефона солгала, сказав, что Аид заставил ее их есть насильно Гранатовые косточки, которые дает Персефоне Аид, символизируют принадлежность к миру мертвых. Косточки – символический атрибут царства Аида.. Добавим еще , что гранатовые зерна в Греции считаются символом супружеской верности. По преданию, впервые гранат посадила Афродита на греческом острове — Крите.Поняла Деметра, что не навсегда вернулась к ней ее дочь. Так, съевшая гранатовые зерна Персефона, вынуждена две трети года проводить с матерью, а одну треть с Аидом. Однако греческие легенды, описывающие подвиги героев и деяния богов, связанные с подземным царством, никогда не описывают его богиню скорбящей или печальной. Скорее, она представлена в них полновластной владычицей этого мрачного места. Становясь женой Аида, Персефона предстает уже не как юная девица, а как молодая, строгая и одновременно лояльная к живым женщина-богиня.


 Жизнь Персефоны в царстве метрвых .

  В мрачном загробном царстве Персефона зани­мала такое же положение, как Гера — на ясном Олимпе: вместе с Аидом она прави­ла душами мертвых и подземными богами: Персефона ревниво следила, чтобы ни одна душа не покинула их царство и чтобы каждый смертный вовремя попал в него; она была неумолима и безжалостна, как сам Аид. Она не любила ни людей, ни остальных богов, а так как симпатии и антипатии обычно бывают взаимными, боги и люди отвечали ей тем же.Супругой Аида Персефона стала против своей воли, но вскоре привыкла к своему новому положению, поставившему ее на более вы­сокую ступень в иерархии богов. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу реки Кокид Кокитиду, затопив её насмерть, и нимфу Минту, превратив ее в мяту. Она единственная из греческих богинь-жен, кто способен таким образом ответить своему мужу. В то же время у нее самой есть «официальные» возлюбленные — Адонис и Дионис. В царстве мертвых сердце Персефоны смягчилось один только раз: она расплака­лась, слушая песнь Орфея о его любви к Эвридике. Однажды Персефона стала пассивной геро­иней странной истории: в царство мертвых пришел царь лапифов Пирифой и потребо­вал, чтобы Аид уступил ему Персефону, он, мол, хочет на ней жениться. Разгневанный Аид навеки приковал его к каменному креслу (как и его спутника Тесея, которого, одна­ко, впоследствии освободил Геракл). В от­личие от традиционной версии, в поздних мифах Персефону называли матерью бога Загрея или супругой бога Иакха, т. е. двух богов, отождествляемых с Вакхом (Дионисом).




Дитя Персефоны и Аида

Персефона и Аид, богиня весны и повелитель мертвых – божественная пара, отношения которых покрыты тайной. Впрочем, как и архетипы самих божеств. ..



Как ни странно, сама Персефона также бесплодна. У Персефоны и Аида не было детей. Персефона стала приёмной матерью младенцу Адонису, который вскоре превратился в красивейшего среди смертных мужчину. По настоянию Персефоны, Адонис проводит треть года с приёмной матерью, две трети - с возлюбленной, богиней Афродитой. Как мы видим, Персефона в точности повторяет модель поведения своей матери…
Однако бесплодной Персефона оказывается только в поздних мифах. Согласно более древним мифам, в которых божества еще сохраняли зооморфный облик, у Персефоны был сын по имени Загрей.
Загрея называли Диким Охотником. Он был чрезвычайно важным божеством в те давние времена, когда охота была основным источником пропитания.
Персефона зачала Загрея, вступив в союз с неким божеством, принявшим образ Дракона (Змея), словом, устрашающий, звериный облик. В некоторых мифах этот Змей – не кто иной, как сам Зевс, отец Персефоны. В других мифах это Аид. 
Исследователь А.Ф. Лосев пишет: « На монетах IV в. до н. э. из Праса встречаем изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону».
Лосев также пишет о совмещении хточнических (зооморфных) мифов с героическими. Хтоническое начало, безусловно, представлено Аидом, в то время как Героическое начало представляет Зевс – основополагающий архетип патриархальной цивилизации.

Если поначалу кажется, что Загрей был плодом кровосмесительной связи, то при более детальном исследовании образов Аида и Зевса становится понятно, что кровосмешение едва ли имело место быть. Существо, от которого был зачат Загрей, было хтоническим, представителем природного хаоса, а не зевсовой цивилизации.Когда мы входим в пространство природы, социальные предрассудки перестают довлеть над нами. Там не существует неприличного, не существует греховного, условности стираются.

Аид являет собой теневую сторону архетипа Зевса. Зевс - царь цивилизации, Аид - царь мира смерти, что так же неподвластна людям, как природа.Были времена, когда цивилизации еще не было.Но природа существовала всегда. В те далекие времена Аид и Зевс были одним божеством, символизирующим Мужское начало. Именно от него и зачала Персефона. Загрей – сын Аида, либо сын хточнической, «звериной» ипостаси Зевса – а это и есть Аид.


Был ли Загрей плодом инцеста - в мире природы не так уж важно. В некоторых мифах архетип Заргея сливался с архетипом Аида и Зевса, что добавляет дополнительный «инцестуальный» оттенок: « Загрей настолько же сын Аида, насколько он и сам Аид ; и, кроме того, он настолько же сын Зевса, насколько он и сам Зевс …» (А.Ф. Лосев).
С точки зрения социальных норм союз Аида и Персефоны в любом случае является кровосмесительным (Аид – дядя Персефоны), просто это не столь вопиюще, как в случае с Зевсом.
P.S. Загрею тоже не дали пожить в свое удовольствие. Гера, поборница социальных порядков, направила на него гнев титанов. Титаны разорвали Загрея на части, Зевс испепелил их за это молниями. Афине удалось спасти сердце Загрея и принести его в сохранности к Зевсу. Зевс съел его сердце и зачал второе воплощение Загрея от смертной женщины Семелы. А рожденного младенца назвали Дионисом. Он стал богом земледелия и празднеств, а также измененных состояний сознания. Дионису удалось объединить хаос дикой природы и упорядоченность сельского хозяйства. Мистерии Диониса приобрели не менее широкую популярность, чем мистерии Деметры и Персефоны.
"Дионис — это бог последней космической эпохи, царствующий над миром, или, как говорит один источник, «наш владыка» ( А.Ф. Лосев)«...Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса»….



                     Богиня на звездном небе

В некоторых источниках говорится о том, что, возвращаясь из царства Аида, Персефона — богиня подземного мира — иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы. Делает это она для того, чтобы ее соскучившаяся мать могла видеть ее отовсюду. Существуют также легенды, по которым созвездие Девы ассоциируется с самой Деметрой.



                      Социальное значение мифа


 Значение мифа о Персефоне так же велико, как и значения любых других мифов, объясняющих происхождение мира и природные процессы, осуществляющиеся в нем. С помощью этой легенды люди объясняли и делали для себя понятной смену времен года. Не имея научных знаний, миф являлся основным средством познания окружающего мира.

Таким образом, миф о Персефоне давал людям представление о том, почему времена года сменяют друг друга. Также данный миф учит мирному разрешению конфликтов и  поиску компромиссов. Зевс мог бы не считаться с мнением Деметры, не приказывать Аиду вернуть Персефону на землю, не устанавливать время пребывания своей дочери на земле и в царстве мертвых. Однако конфликт был разрешен и все стороны остались довольны: Деметра могла радоваться присутствию дочери две трети года, Аид виделся с супругой всё остальное время, а Персефона стала царицей подземного мира и в то же время была крепко связана с миром земным и небесным. В этом мифе отразились представления древних греков об умирающем и воскресающем божестве.  Персефона как подземная богиня ведает плодородием земли и одновременно продолжает управлять подземным миром, проявляя при этом милосердие по отношению к героям и другим мифическим персонажам. С приходом Персефоны преобразился мир мёртвых. Она внесла свое тепло, веселье, легкость. Мрачное царство Аида и сама смерть перестали быть чем-то страшным, они приобрели другой смысл. Умирающие и их родственники были спокойны, они знали, что по ту сторону жизни их встретит добрая и справедливая правительница Персефона. Персефона олицетворяет собой юную, прекрасную  девушку, превратившуюся в сильную, мудрую и властную женщину, не потеряв при этом своей прежней очаровательности.  Что может служить ярким примером для всех женщин. 

Комментарии

Популярные сообщения